ПОЛОЖЕНИЕ о комплексно-краеведческом музее Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Казачемысской средней общеобразовательной школы 1.Общие положения 1.1.Данное положение составлено на основе проекта краевого положения о музее образовательного учреждения (о школьном музее). 1.2.Школьный музей – является структурным подразделением Муниципального общеобразовательного учреждения Казачемысской средней общеобразовательной школы независимо от формы собственности и действующего на основании Закона Российской Федерации «Об образовании» от 13 января 1996 г. №12-ФЗ, а в части учета и хранения фондов – Федерального закона «О Музейном фонде и музеях Российской Федерации» от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ. 1.3.Краеведческий музей школы является тематическим систематизированным собранием подлинных памятников истории, культуры и природы, материалов и документов по истории села Казачий Мыс, МОУ Казачемысской СОШ комплектуемых, сохраняемых и экспонируемых в соответствии с действующими правилами. В основе поисковой и собирательской деятельности музея лежит краеведческий принцип. 1.4.Краеведческий музей создан в 1978 году учениками и учителями школы. 1.5. Экспонаты музея собраны учителями и учениками школы. Подлинные памятники истории, культуры и природы, хранящиеся в фондах музея, входят в состав музейного фонда. Фонд музея постоянно пополняется. 2.Цели и задачи: 2.1 Целью музея является создание благоприятных условий для социального, интеллектуального, духовного, эмоцио¬нального и физического развития юных граждан России. 2.2.Школьный музей способствует: • воспитанию у детей и подростков патриотизма, гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего и других народов в современных условиях; • приобщению детей и подростков к историческому и духовному наследию Татарского района через практическое участие в сборе, хранении документов, изучении и благоустройстве памятных мест. 2.3 Задачами школьного музея являются: - использование культурных ценностей края для развития учащихся и укрепление семейных традиций; - развитие гражданской позиции через социально-значимую деятельность, инициируемую музеем; - содействие в организации и реализации учебно-воспитательного процесса; - пропаганда культурных ценностей: памятников истории, культуры, природы края; - активная экскурсионно-массовая работа с учащимися, с населением, взаимодействие с ветеранскими и общественными объединениями; - формирование фонда школьного музея и обеспечение его сохранности. 3.Содержание и формы работы 3.1.Школьный музей в своей деятельности руководствуется документами: • Закон Российской Федерации об образовании от 13 января 1996года №12-ФЗ; • письмо Министерства образования России №28-51-181/16 от 12 марта 2003г. О деятельности музеев образовательных учреждений; • нормативные документы о фондах государственных музеев России; • Закон Российской Федерации «Основы законодательства РФ о культуре», постановление ВСРФ №3612-1 от 09.11.1992г. Школьный музей - образовательное пространство, ресурс в становлении гражданского самосознания и самоопределения жизненных позиций учащихся края. Главным инструментом музейной коммуникации в музейном пространстве является принцип интерактивности или многомерного диалога, участниками которого становятся дети, музейный педагог, музейный предмет, музейное пространство, прошлое и настоящее. Музейный педагог использует интерактивность для социализации и социальной адаптации подрастающего поколения. 3.2. Основными направлениями деятельности музея являются: • Поисковая работа. • Просветительская деятельность. • Организационно-техническое обеспечение (создание и пополнение фондов). 3.3. Руководитель и актив музея проводят следующую работу по направлениям деятельности: • Организуют сбор, накопление, оформление материалов и документов для пополнения фондов музея. • Осуществляют поисковую работу по всем направлениям деятельности музея. • Проводят экскурсии по экспозициям музея, беседы, лекции, игры тренинги, конкурсы. • Участвуют в районных и других конкурсах, смотрах школьных музеев. • Сотрудничают с другими музеями района, с общественными организациями, районной газетой. • Организуют встречи с ветеранами ВОВ, старожилами поселка. • Проводят декады, линейки, митинги, вечера, конкурсы, праздники, слеты, уроки мужества, конференции и другие мероприятия, связанные с историей района, школы, жизнью знаменитых земляков. • Помогают учащимся в написании рефератов, подготовке докладов, выступлений по тематике музея. • Создают и обновляют экспозиции, стационарные и передвижные выставки, выпускают стенные газеты. 3.4Совет музея: • изучает литературно-исторические и другие источники соответствующей профилю музея, тематики; • систематически пополняет фонды и библиотеки музея путем активного поиска; • ведет строгий учет фондов в инвентарной книге, обеспечивает сохранность музейных предметов; • создает и обновляет экспозиции, выставки; • проводит экскурсионно-лекторскую и массовую работу для учащихся и населения; • устанавливает связь с государственными музеями соответствующего профиля, участвует в выполнении их заданий; • устанавливает и поддерживает связь со школьными музеями соответствующего профиля; • инициирует организацию и осуществление социально-значимой деятельности с привлечением общественности. 5. Организация деятельности музея 5.1.Школьный музей является результатом целенаправленной, творческой поисково-исследовательской работы учащихся и педагогов, родителей по теме, связанной с историей, культурой, природой родного края. 5.2.Для обеспечения деятельности музея имеется: -актив учащихся, который осуществляет систематическую поисковую, фондовую, экспозиционную, культурно-просветительскую работу; -руководитель-педагог и активное участие в этой работе педагогического коллектива; -собранная и зарегистрированная в инвентарной книге коллекция музейных предметов. -экспозиции, отвечающие по содержанию и оформлению современным требованиям; -помещение и оборудование, обеспечивающее сохранность музейных предметов и условия их показа; -устав (положение) музея, утвержденный руководителем образовательного учреждения. 5.3. Школьный музей имеет профиль: комплексно- краеведческий. 5.4.Учет и регистрация школьного музея осуществляются в соответствии с инструкцией о паспортизации музеев образовательных учреждений, утверждаемой Министерством образования Российской Федерации. 5.5. Переаттестацию школьного музея проводят каждые пять лет. 6. Функции музея Основными функциями музея являются: • документирование природы, истории, культуры родного края; • осуществление музейными средствами деятельности по гражданско-патриотическому и семейному воспитанию, обучению, развитию, социализации обучающихся; • организация культурно-просветительской, методической, информационной и иной деятельности, разрешенной законом; • развитие детского самоуправления. 7.Учет и обеспечение сохранности фондов школьного музея 7.1.Учет музейных предметов собрания музея осуществляется раздельно по основному и вспомогательному фондам: • учет музейных предметов основного фонда (подлинных памятников материальной и духовной культуры, объектов природы) осуществляется в книге поступлений музея; • учет вспомогательных материалов (копий, макетов, диаграмм и т. п.) осуществляется в книге учета вспомогательного фонда. 7.2.Закрепление музейных предметов и музейных коллекций в собственность образовательного учреждения производится собственником в соответствии с законодательством Российской Федерации на праве оперативного управления. 7.3.Ответственность за сохранность фондов музея несет руководитель образовательного учреждения. 7.4.Хранение в музеях взрывоопасных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей, категорически запрещается. 7.5.Хранение огнестрельного и холодного оружия, предметов из драгоценных металлов и камней осуществляется в соответствии с действующим законодательством. 7.6.Музейные предметы, сохранность которых не может быть обеспечена музеем, должны быть переданы на хранение в государственный музей, архив. 8. Руководство деятельностью школьного музея 8.1.Общее руководство деятельностью музея осуществляет руководитель образовательного учреждения. 8.2.Руководитель музея назначается директором школы приказом по образовательному учреждению и непосредственно подчиняется заместителю директора школы по воспитательной работе. 8.3.Текущую работу музея осуществляет совет музея 8.4.Для организации работы музея его руководитель подбирает актив из числа педагогов и учащихся школы. 9. Документация школьного музея: Документация музея состоит из 4 разделов: 1. Учредительные документы: • Положение (Устав) школьного музея с приложениями (Положение о совете музея) • Приказ о создании музея • Приказ о назначении руководителя, должностные инструкции работников музея • Свидетельство школьного музея 2. Аттестационные документы • Положение об аттестации • Паспорт школьного музея (учетная карточка) • Информационная карта • Приказ о переаттестации • Критерии результативности деятельности музея 3. Документы по организации деятельности школьных музеев: • Программа деятельности школьного музея с приложением схемы деятельности • План работы школьного музея по разделам деятельности при необходимости составляются: - план работы совета музея -план совместных мероприятий с советом ветеранов • 3.3. Анализ работы 4. Учетная документация: • Книга поступлений основного фонда • Инвентарная книга • Книга учета вспомогательного фонда • Книга отзывов • Портфолио достижений • Журнал учета проведенных экскурсий • Отражение деятельности музея в СМИ и других изданиях • Акты приема экспонатов • Бланки описи экспонатов • Картотека на подлинные и особо ценные экспонаты с указанием легенды экспоната 10.Реорганизация (ликвидация) школьного музея Вопрос о реорганизации (ликвидации) музея, а также о судьбе его коллекций решатся учредителем по согласованию с вышестоящим органом управления образованием. Для передачи фондов школьных музеев в государственный или общественный музей создается специальная музейная комиссия.