Образование
в годы Великой Отечественной войны
В 1942г. в Казачий Мыс прибывают блокадники из Ленинграда. Молча, сурово принимали наши земляки обессиливших от голода женщин и детей. К весне 1942г. в село привезли около ста детей( в том числе и ленинградцев). Это были, в основном, дети дошкольного и младшего школьного возраста. Принял на себя руководство по организации работы детского дома Степура Николай Федорович, фронтовик, комиссованный по инвалидности, наступившей после тяжелого ранения. В распоряжение детского дома поступило четыре лошади, корова, имелся свой огород, на котором сажали картофель, морковь, свеклу, лук, чеснок, горох. Дети ухаживали за огородом, подрастая, уже заготавливали на зиму дрова, дежурили по кухне, занимались уборкой. Трудовое воспитание стало составляющей воспитательной работы. Педагогу нужно было иметь большое участливое и доброе сердце, чтобы отогреть души детей, потерявших родителей, переживших трагедию голодной смерти, которая стала для них явлением обыденным. Эти дети хранили, как зеницу ока, фотографии своих родителей, часто грустили и плакали. Близкими людьми для детей-сирот стали воспитатели и учителя:Ульянова Надежда Владимировна, Тимофеева Мария Михайловна, Шпет Елизавета Федоровна,
Мартьянов Александр Семенович,
позднее ставший директором детского дома, отдавший ему 9 лет жизни, в тревогах, заботах о своей огромной семье. В порядке очередности детей по выходным и праздникам забирали в свои семьи учителя, воспитатели, администрация и техперсонал детского дома. Досуг детей старались делать содержательным и интересным. Детей обучали игре на гитаре, балалайке, устраивали концерты и представления. В школе обсуждались события фронта, а вечерами в детском доме при свете коптилки ежедневно читали самые интересные книги, дети очень любили слушать... Обучались подростки в школе до 8 класса, а затем учились в средней школе или в ФЗУ, техникумах.
В селе живет воспитательница бывшего детского дома Ульянова Надежда Владимировна, так до сих пор многие воспитанники поддерживают с ней связь, как с близким и родным человеком. В детском доме Казачьего Мыса росли, выходили в жизнь сироты Великой Отечественной войны.

1942-1945г.г. - в Казачемысскую школу на работу прибывают учителя, эвакуированные из Ленинграда:Фенстер Ксения Михайловна, Гроненберг Юрий Карлович - математик, Гроненберг Надежда Алексеевна - учитель русского языка и литературы. Вавилов Алексей Николаевич преподавал биологию. Детей завораживала его эрудиция. Это был, действительно, полиглот: знал 5 языков, прекрасно читал поэзию, знал многое наизусть. Такому человеку трудно быть незаметным, - по доносу его арестовали, но не посадили (просто удивительно!). Его отстранили от преподавания на 5 лет. Алексей Николаевич не унывал: устроился пчеловодом в хозяйство, посадил яблоневый сад.
Учителя-блокадники оказали не только благотворное влияние на учащихся и коллег, но и полюбились всем казачемыссцам от мала до велика своей образованностью, интеллигентной простотой и демократичностью, внимательным отношением к человеку. Музыку своих сердец, магию мышления и знания несли эти люди миру...
Иван Иванович Кулибаба - это учитель, имеющий страсть к научному исследованию. Он обучал юных сельчан изящной словесности. Позднее, заведуя кабинетом русского языка и литературы в Новосибирском институте усовершенствования и подготовки учителей, он явился одним из создателей программы по русскому языку для учащихся 4-6 классов, удостоен в 1984г. Государственной премии СССР. Вот такие учителя обучали наших земляков!