Программа по информатизации
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Казачемысская средней общеобразовательной школы
города Татарска Новосибирской области
на 2019– 2022 учебные годы
Содержание
· Общие положения
· Анализ исходного состояния информатизации в школе
· Описание
· Информационно-техническая оснащенность (на 2019-2020 уч. год)
· Цели и задачи
· Сроки и этапы
· Мероприятия по реализации программы (календарный план) на 2019 – 2020, 2020 – 2021, 2021 – 2022 учебные годы
· Сроки и этапы
· Ресурсы
· Механизм реализации программы
· Контроль реализации программы
· Планируемые результаты
Общие положения
За последние 5-10 лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу. Реализация Концепции модернизации образования предусматривает широкое применение новых информационных технологий и использование Интернет - ресурсов для формирования информационной компетентности учащихся, что предполагает наличие высокого уровня информационной культуры учителя как части его профессиональной культуры и соответствующее изменение образовательного пространства школы. В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовании:
-использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность;
-использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности;
-рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения;
-использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого;
-использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики;
-организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы;
-использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга.
По-настоящему использовать ИКТ можно только в том случае, когда учащиеся активно применяют их как непосредственно в образовательном процессе, так и при подготовке учебных заданий. За последние годы возросли возможности образовательных учреждений в информатизации школьной среды. Однако информационную среду школы характеризуют не столько установленные компьютеры и наличие другой техники, сколько эффективное применение ИКТ в учебно-воспитательном процессе. Для того чтобы сделать школу конкурентной на рынке образовательных услуг, школа должна производить продукт, нужный родителям учеников. Таким продуктом может стать информационная культура и компьютерная грамотность учащихся.
С целью оптимизации информационно-технических ресурсов образовательного учреждения, создания условий для развития ИКТ-компетентности всех участников педагогического процесса, организации информационно насыщенной среды и разработана Программа информатизации МБОУ Казачемысской СОШ Татарского района Новосибирской области. Программа информатизации школы как документ, отражающий системные, целостные изменения в образовательном учреждении, позволит обеспечить фоновое качественное состояние образовательной системы ОО.
Анализ исходного состояния информатизации в школе
Показателем уровня развития школы, а также критерием ее эффективности является уровень развития и использования информационных технологий.
В нашей школе проводилось анкетирование учащихся по наличию домашних компьютеров. При обработке анкет оказалось, что 96% учащихся имеют компьютеры. Однако существует большой спрос на грамотных специалистов, способных находить и обрабатывать информацию, решать различные задачи с использованием компьютера. Для подготовки таких учащихся необходимо реализовать программу информатизации школы.
На начало 2019-20 учебного года в МБОУ Казачемысской СОШ техническая оснащенность составила:
компьютерный класс – 3 ПК;
в библиотеке - 1 ПК;
рабочее место учителя – 4 ПК;
рабочее место директора – 1ПК;
1 интерактивная доска;
3 мультимедийных проектора;
2 экрана;
1 принтера;
1 сканер;
1 ксерокс;
1 цифровых фотоаппарата;
1 видеокамера;
2 колонки;
2 музыкальных центра;
2 DVD плеера;
3 МФУ
Кабинет информатики соответствует санитарно-гигиеническим требованиям и противопожарным нормам. Имеют выход в Интернет – 9 ПК, находящиеся на балансе. На компьютерах установлено лицензионное программное обеспечение, все ПК объединены в локальную сеть.
Медиатека школы включает учебно-методические комплексы по предметам, электронные энциклопедии, справочники, контрольные и обучающие программы практически по всем предметам.
100% педагогических работников владеют компьютерными технологиями. Имеется опыт участия учащихся и учителей в проектах, викторинах, конкурсах и т.п. самого разного уровня: муниципального, областного, всероссийского. Для дальнейшего совершенствования пользовательских навыков работы учителей и учащихся за компьютером проводятся обучающие занятия. Краткосрочные тренинги, педсоветы и заседания МО школы по обмену опытом по изучению и применению компьютерных технологий по предметам проводятся в соответствии с планом работы школы.
Постоянно обновляется сайт школы. В настоящее время приказом по школе закреплен учитель Н.В. Долженко для постоянного обновления сайта.
Особое внимание уделяется предмету информатика. Информатика ведётся в 2-11 классах.
С целью повышения эффективности методической работы, полной реализации запросов педагогов в школе начата деятельность по созданию единого информационного пространства. Активно используется Интернет – ресурсы. Через Интернет учителя школы знакомятся с новыми педагогическими технологиями, условиями муниципальных, областных, всероссийских конкурсов и олимпиад. Идет целенаправленная работа по систематизации, обновлению и пополнению информационных ресурсов образовательного процесса, расширению использования мультимедийного сопровождения.
Созданы и непрерывно пополняются:
• база данных по отслеживанию результатов обучения;
• база данных о выпускниках школы;
• социальный паспорт школы;
• предметные презентации;
• электронные дидактические материалы по предметам.
Заместителями директора по УВР и ВР школы с помощью компьютерных технологий осуществляется изучение:
• нормативных документов управления образования, направленных на совершенствование учебно-воспитательного процесса;
• результативности работы учителя;
• уровня обученности школьников;
• психолого-педагогических проблем обучения и воспитания отдельных школьников.
100% учебных программ по предметам созданы в электронном виде, что значительно облегчает работу учителя. Ежедневно учителями заполняется ГИС «Электронная школа НСО»
Учителями начальных классов реализуются программы по ФГОС. Кабинеты начальных классов оснащены необходимым оборудованием для реализации ФГОС: 3 ПК, 1 МФУ, 1 проектор, 1 экран, учителями пройдена курсовая подготовка.
Таким образом, в школе созданы необходимые предпосылки для реализации программы информатизации школы.
Реализация отдельных направлений информатизации осуществляется не только учителем информатики, но и другими учителями-предметниками. 80% учителей регулярно применяют ИКТ в своей работе. В основном используют текстовый редактор для подготовки и распечатки материалов, программы для создания презентаций, табличный процессор, разнообразные цифровые инструменты (цифровые фотоаппараты, сканеры, программы обработки изображений и др.). Используют также компьютерное тестирование, электронные учебники и энциклопедии. Все перечисленные выше цифровые технологии и инструменты используются при подготовке к урокам, на факультативах, в проектной деятельности, во внеклассной работе. Учителями и учащимися разрабатываются совместные проекты. Учащиеся регулярно получают задания, для выполнения которых применяется ИКТ, например, распечатка рефератов, подготовка презентаций и т.п.
Эпизодически ИКТ используется для работы с родителями: рассылки материалов по электронной почте, подготовка и демонстрация презентаций для проведения родительских собраний.
В последние годы нарастающими темпами идет компьютеризация общества, что является еще одним фактором, способствующим развитию информатизации. С каждым годом увеличивается процент учащихся, которые имеют дома компьютер. Сознание детей подготовлено к восприятию информационного мира, они интуитивно понимают законы информационного мышления. Вместе с тем в области информатизации существуют и проблемные зоны.
Первой проблемой в реализации проекта информатизации школы является нехватка компьютерной техники.
Вторая проблема заключается в том, что имеющаяся техника быстро устаревает, требуются материальные затраты на ее модернизацию, ремонт, обслуживание. Третья проблема - трудности, возникающие у школьников при использовании информационных ресурсов. Не у всех учащихся есть дома компьютер (или доступ к интернету).
Описание
Наименование |
Программа информатизации Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Казачемысской средней общеобразовательной школы Татарского района |
Нормативно–правовая база проекта |
-Закон об образовании РФ, приоритетный национальный проект «Информатизация системы образования»;
-Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
-Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 года № Пр-212;
-Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы), утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 года №1815-р;
-Приоритетный национальный проект «Образование», утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.10.05 № 250;
-Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» №436-ФЗ от 29.12.2010г.;
-Федеральный закон «О персональных данных» №152-ФЗ от 27.07.2006;
-Приказ Казначейства России «Об утверждении требований к порядку формирования структурированной информации об учреждении и электронных документов, размещенных в сети Интернет» № 72 от 15.02.2012;
-Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ" №31823 от 04.04.2014
-Приказ ФСТЭК России №55, ФСБ России №86, Мининформсвязи России №20 от 13.02.2008г. «Об утверждении Порядка проведения классификации информационных систем персональных данных»;
-Постановление Правительства России «Об утверждении Правил размещения в сети Интернет и обновлении информации об образовательном учреждении» №343 от 18.04.2012г.;
-Письмо Минобрнауки России «О методических рекомендациях по внедрению систем ведения журналов успеваемости в электронном виде» №АП-147/07 от 15.02.2012г;
-Распоряжение Правительства России от 17.12.2009 года № 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде»;
-Устав школы. |
Сроки реализации |
2019г. – 2022г. |
Контроль за исполнением |
Т. В. Федоренко – директор МБОУ Казачемысской СОШ. |
Информационно-техническая оснащенность (на 2019-2022 уч. год)
Наименование |
Имеется в наличии |
На балансе ОУ |
Личные учителей |
Компьютерный класс |
4 ПК, 1 интерактивная доска, 1 мультимедийный проектор, 3 настольных лампы, 4 вертящихся кресла, жалюзи, 1 колонки |
1 ноутбук |
Кабинет истории |
|
1 ноутбук, 1 ЖКТ, 1 МФУ |
Кабинеты начальных классов |
1 ПК, 1 мультимедийный проектор, 1 экран, 1 принтера, 1 МФУ, 1 колонки |
2 ноутбука, 2 колонки |
Библиотека |
1 ПК, принтер |
|
Кабинет директора |
1 ПК, 1 МФУ |
|
Кабинет русского языка и литературы |
|
1 ПК, 1 колонки |
Кабинет учителя- логопеда и педагога- психолога |
1 ПК |
Принтер |
Кабинет химии |
1 ПК, 1 мультимедийный проектор, 1 экран, 1 колонки |
|
Кабинет математики |
1 ПК |
|
Кабинет биологии |
|
1 ноутбук |
Кабинет технологии (д) |
|
1 ноутбук |
Кабинет физической культуры |
|
1 ноутбук |
Цели и задачи
Основной целью информатизации школы является создание единого информационно-образовательного пространства ОО, которое включает в себя совокупность технических, программных, телекоммуникационных и методических средств, позволяющих применять в образовательном процессе новые информационные технологии и осуществлять сбор, хранение и обработку данных системы образования.
Задачи:
– индивидуализация обучения в сочетании с формированием у учащихся устойчивых профессиональных и этических норм работы в трудовом коллективе, занятом разработкой и применением новых информационных технологий;
– предоставление всем участникам образовательного процесса возможности обучения современным информационным технологиям и участия в информационном обмене в современном обществе;
– обеспечение возможности как внутрирайонного, так и межрегионального и международного информационного обмена, доступа к мировым информационным ресурсам - файловым архивам, базам данных, вычислительным и Web-серверам, включая возможности мультимедиа;
– предоставление всем участникам системы образования возможностей обмена информацией посредством электронной почты, в целях организации внутригородских и межрегиональных связей, включая международные контакты;
– создание и публикация в электронном виде материалов методического и учебного характера, включая электронные учебники, системы проверки знаний и методические пособия и другие виды учебной информации;
– обеспечение контроля качества образования посредством ведения электронного журнала ГИС «Электронная школа НСО»
В управленческой части:
– автоматизация документооборота всех участников единого информационно-образовательного пространства школы;
– автоматизация финансовой деятельности образовательного учреждения (расчет заработной платы, учет материальных ценностей и т.д.);
– автоматизация учета кадров;
– сбор и обработка данных о состоянии педагогического процесса в образовательном учреждении.
В социально-общественной части:
– создание документов, регламентирующих деятельность школы, в электронном и печатном виде и публикация этих документов на сайте образовательной организации;
– ведение интернет-сайта образовательной организации;
– оказание информационных услуг учащимся и их родителям (законным представителям);
– планирование и организация летнего и зимнего отдыха;
– проведение олимпиад и спортивных соревнований;
– помощь в трудоустройстве выпускников.
Единое информационно-образовательное пространство осуществляет поддержку образовательного процесса и автоматизацию управленческой деятельности, обеспечивает повышение качества образования и строится на основе развития ИКТ компетенций администрации, педагогов и учащихся. Основными участниками и пользователями единого информационно-образовательного пространства являются: педагоги, ученики, родители и администрация школы.
Информация образовательных организаций о своей деятельности становится все более важной функцией. Родители (законные представители) и учащиеся должны получать информацию обо всех сторонах деятельности учреждения: статусе, уставе, учебных планах и программах, кадровом составе, техническом оснащении, текущем расписании, результатах образовательного процесса за прошлые годы.
Эта информация нужна как для выбора образовательной организации, так и для сознательного участия в его деятельности. Вся необходимая информация предоставляется на Интернет-сайте образовательной организации.
Сроки и этапы
Этапы |
Содержание |
1 этап 2019-2020гг.
|
Совершенствование компьютерной грамотности учителей, дополнительное оснащение школы средствами ИКТ, компьютерной техникой, установка и отладка работы локальной сети, применение ИКТ при изучении различных дисциплин, интеграция ИКТ в учебный процесс, широкая межпредметная интеграция, работа по индивидуализации обучения, переход от эпизодического использования ИКТ к созданию системы работы. |
2 этап 2020-2021гг.
|
Создание ЕИС школы, которая включает материально-технические, информационные и кадровые ресурсы, обеспечивает автоматизацию управленческих и педагогических процессов, согласованную обработку и использование информации, полноценный информационный обмен. |
3 этап 2021-2022гг |
Совершенствование автоматизации работы администрации школы, обобщение и распространение опыта. |
Мероприятия по реализации программы
(календарный план)
на 2019 – 2020, 2020 – 2021, 2021 – 2022 учебные годы
Месяц |
Мероприятие |
Срок |
Ответственные |
Ежемесячно |
Обучающие занятия с педагогами
(по запросу) |
1 раз в 2-е недели |
Н.В. Долженко |
Обучающие занятия с учащимися
(по запросу). |
1 раз в неделю |
Н.В. Долженко |
Работа с ГИС «Электронная школа НСО» |
Ежедневно |
Все учителя |
Публикация сайта |
3 раза в месяц |
Все учителя |
В течение года |
Участие учащихся школы в Интернет – проектах, олимпиадах, конкурсах, конференциях по предметам. |
По графику |
Все учителя |
Обновление современной компьютерной техникой компьютерного класса и учебных кабинетов. |
По графику |
Директор Т.В. Федоренко |
Октябрь |
Разработка/дополнение программы информатизации ОО. |
По необходимости |
Н.В. Долженко |
Ноябрь |
Родительское собрание «Знают ли родители, с кем общается
их ребенок в сети?» |
До 25.11 |
Кл. руководители |
Создание/наполнение электронного банка данных по медиатеки. |
В течение месяца |
Н.В. Короткова
Н.В. Долженко |
Педсовет по теме «Использование ИКТ – залог успешной воспитательной работы с учащимися» |
До 15.11 |
О.В. Рубан |
Декабрь |
Проведение конкурса «Лучшее поздравление, пожелание к Новому году». |
До 15.12 |
Н.В. Назарова |
Выпуск школьной газеты. |
До 26.12 |
О.В. Рубан
О.В. Бахман |
Январь |
Создание презентации по программе «Здоровье». |
До 25.01 |
З.Х. Саденова |
Семинар «Ресурсы Интернет – для обеспечения деятельности образовательной системы». |
До 30.01 |
Т.В. Федоренко
Н.В. Долженко |
Февраль |
Проверка уровня ИКТ – компетентности учащихся 9-11 классов (тестирование) |
До 22.02 |
Н.В. Долженко |
Выпуск школьной газеты |
До 30.02 |
О.В. Рубан
О.В. Бахман |
Март |
Распространение листовок 5-11 кл. «ИКТ в жизни ребёнка». |
До 25.03 |
Кл. рук. |
Апрель |
Мастер-класс «Использование ЦОР в образовательной деятельности» |
До 15.04 |
Педагоги, использующие ЦОР |
Май |
Выпуск школьной газеты. |
До 25.05 |
О.В. Рубан
О.В. Бахман |
Обобщение результатов и полученных продуктов в процессе реализации программы информатизации в 2018-2019 г. |
До 20.05 |
Т.В. Федоренко
Н.В. Долженко |
Ресурсы
Реализация программы будет осуществляться за счет средств федерального бюджета, областного бюджета, муниципального бюджета и внебюджетных источников.
Средства муниципального бюджета будут направлены на обеспечение санитарных норм и правил в компьютерных классах, улучшение условий организации учебного процесса на основе ИКТ, сохранность и эффективное использование учебной компьютерной техники, ремонт и техническое обслуживание компьютерной и организационной техники.
Механизм реализации программы
Реализацию Программы обеспечивают:
-заместители директора по УВР, ВР, руководители ШМО МБОУ Казачемысской СОШ.
-творческая группа педагогов школы (учитель информатики, учителя -предметники),
- учащиеся и их родители (законные представители).
В плане учебно-воспитательной работы ежегодно обозначаются конкретные мероприятия, сроки и ответственные за их выполнение.
Контроль реализации программы
1. Контроль выполнения программы осуществляет директор школы Т. В. Федоренко.
2. Курирует реализацию программы учитель информатики Н.В. Долженко.
3. Организационно-методическое управление реализацией программы осуществляют директор школы, заместители директора по УВР и ВР.
Они же формируют творческую группу педагогов школы, осуществляющую координацию работ по реализации программы.
4. Творческая группа педагогов школы:
а) определяет промежуточные этапы реализации программы, их цели и сроки выполнения;
б) организует проведение экспертиз презентационных работ по программе;
в) организует общественную приемку завершенных работ по программе.
5. Текущее управление реализацией программы, организационно-техническое сопровождение и информационно-аналитическое обеспечение осуществляются творческой группой педагогов школы.
6. Ход выполнения программы и ее отдельных мероприятий рассматривается на заседаниях творческой группы педагогов школы. Промежуточные и окончательные итоги работы по проектам рассматриваются на заседаниях ШМО.
7. Творческая группа педагогов школы ежегодно сообщает педагогическому совету справочную и аналитическую информацию о ходе реализации программы.
Планируемые результаты
После реализации данной программы можно ожидать получения следующих результатов:
1. Повышение ИКТ компетенции администрации, учителей, учащихся.
2. Создание действующей инфраструктуры, позволяющей повысить эффективность образовательной и управленческой деятельности в школе.
3. Повышение качества управленческих решений за счёт использования более полной и достоверной оперативной информации на всех уровнях образовательного процесса.
4. Обеспечение доступа учащихся и преподавателей к глобальным информационным ресурсам.
5. Создание электронных средств обучения и программно-методического обеспечения.
6. Создание условий для развития технологии интерактивного дистанционного обучения.
7. Создание системы методической поддержки преподавателей всех уровней в области новых информационных технологий.
8. Повышение уровня школы в плане современных ИКТ. |